ГОРДИЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

ГОРДИЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
№ 23» г. Комсомольск-на-Амуре


Конспект
интегрированной образовательной деятельности.
(включает следующие области: познание, коммуникация, музыкальное развитие, физическая культура, чтение художественной литературы, изотворчество, здоровьесберегающие технологии, социализация)


Подготовила:
Гордиенко Галина Николаевна

 

Вступительная часть конспекта:

Образовательная программа: Основная общеобразовательная программа МДОУ №23, в основе которой лежит Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой (издание 2-ое, исправленное и дополненное).

Специфика группы воспитанников: подготовительная группа, возраст детей 6-7лет.

Место занятия в разделе программы: Является частью работы по формированию у детей представлений о родном крае  и  коренных жителях.

Тема занятия: «Коренные народности Приамурья. Нанайцы – культура, традиции».

Цель педагогической деятельности: обобщение знаний детей об особенностях национальной культуры коренных народов Приамурья

Задачи, определяющие систему промежуточных результатов, конкретизирующие достижение заданной цели:

    1. уточнять и обобщать представление о коренном населении Приамурья – нанайцах, их национальной одежде, их культуре и традициях.
    2. формировать представления о взаимосвязи с природой.
    3. способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Приамурья, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребенка.
    4. формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию малых народов.
    5. упражнять в умении передавать национальных колорит с нанайским орнаментом, подбирать цветовую гамму.
    6. упражнять в закрашивании рисунка различными цветами, учить самостоятельно придумывать орнамент, опираясь на приобретенный опыт.
    7. способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей детей.
    8. воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

 

Предварительная работа: Изучение выставки «Коренные народы Приамурья»; посещение краеведческого музея; музея изобразительных искусств; изучение иллюстраций с изображение традиционных орнаментов, используемых в украшение различной одежды коренных жителей, предметов быта и домашней утвари; разучивание нанайских песенок; чтение сказок коренных народов; вырезывание  заготовок из бумаги в виде элементов национальных костюмов, изображение на них различных орнаментов.

Ресурсы: различные иллюстрации для вывешивания (орнаменты, элементы одежды); элементы выставки для изучения детьми; медеосредства – mp3 проигрыватель для использования фонограммы и прослушивания песни; заготовки из бумаги, приготовленные каждым ребенком для себя; различные изосредства – краски, карандаши, мелки, фломастеры, кисти, стаканчики под воду, салфеточки; магнитная доска, магниты.

 

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:
 (дети сидят на стульчиках), воспитатель приглашает их расположиться на ковре в свободном порядке, сама присаживается перед ними на стульчик.

 

Воспитатель:
-Ребята, я сегодня познакомлю вас с нанайской легендой о происхождении земли Амурской. Послушайте.

Воспитатель:

Из чистой глади океана,
Искрясь небесной синевой,
Вдруг чайка вынырнула рьяно,
И закружилась над водой.
Сюжет легенды иль былины,
Но слухи все же к нам дошли,
Что в клюве был кусочек глины,
Точнее, «семечко» земли.
Упало это семя в воду
И появились острова,
Цветы, деревья и народы,
Средь них – Амурская земля.
Сиянье звезд, шамана бубен
Источник жизни в мир несут.
Легенда жить веками будет
И у костра найдет уют.


Основная часть.

Воспитатель:
-Вот такая красивая легенда, которая передается из поколения в поколение. У каждого народа есть свои сказки и придания. Есть они и у нанайского народа, которые уже тысячелетия живут на берегах Амура.
-Мы с вами уже знаем национальную нанайскую песню «Эх линданданья». Давайте ее споем.

Пение песни стоя в кругу (используется музыкальное сопровождение).

Воспитатель:
-Ребята, а какие вы знаете сказки народов нани?
(«Железная птица», «Скрипучая старуха», Айога» и т.д.)
-Для чего рассказываются сказки?
(для того чтобы следующие поколения знали  свой  народ, свои обычаи; чтобы дети учились быть смелыми и умелыми).
-Нанайские сказки добрые и поучительные, воспитывают храбрость нанайских юношей и красоту нанайских девушек. Живут в этих сказках добро и зло.  Сейчас я хочу рассказать вам еще одну сказку.

Воспитатель:
-Давным-давно жил рыбак, ловил рыбу, кормил свою семью. Радовался всему живому, пел свои дивные песни, слушал пение птиц. Но однажды день изменился – солнце спряталось, птицы перестали петь. Казалось, жизнь остановилась. Люди в страхе спрятались в свои жилища. На небе появились тяжелые тучи. Всю эту тревогу принесла с собой злая ведьма Парнезко, все боялись ее гнева. Люди отдавали ей рыбу, оленей, добычу в жертву, чтобы она полюбила их. Но ей этого было мало. И тогда она украла краски – превратила одежды людей из нарядных в простые, из цветных в серые. И совсем грустно стало людям, пропала радость…

Воспитатель:
-Ребята, я знаю, как помочь нанайским людям. Давайте вернем им радость и превратим их одежды снова в красочные. Вы согласны?
-Тогда скажите, какие одежды носили древние нанайцы?
(халаты, рукавички, тапочки, торбаса, шапочки, сумочки)
-Из какого материала шили одежду?
(из шкур животных, из рыбьей  чешуи).
-Какие элементы использовались в орнаментах для украшения одежды?
(рыбки, птицы, насекомые, добрые животные, природные мотивы)
-Какие краски (цвета) использовались в орнаментах?
(желтый – цвет солнца; красный – цвет огня; зеленый – цвет земли; синий – цвет воды и неба; белый и черный – день и ночь)
-Хорошо, теперь мы можем приступить к работе и раскрасить наши эскизы, но сначала разомнем пальчики.
(приглашает детей подняться, встать в центре комнаты).

Физкультминутка «Лодочка» (пальчиковая гимнастика):

Звездочка в небе колышется кротко,
руки вверх, шевелим пальцами
В белом тумане качается лодка,
покачиваем ладонями
В лодке той чудесные краски,
руки опущены
Шепчутся в ней небылицы и сказки,
руки к губам
Лодочку ветер тихонько качает,
покачиваем ладонями
В волшебное царство он нас приглашает.


Работа детей за столами:
раскрашивание приготовленных эскизов, самостоятельный выбор средств и красок (в рамках необходимых цветов). Готовые работы вывешиваются на магнитную доску. Воспитатель приглашает детей подойти поближе и изучить их.


Воспитатель:
-Ребята, скажите, что вы изобразили, какие элементы использовали? Что они символизируют?
(рыбки – обереги рыбаков, растения, насекомые – символы семейного благополучия, чешуя дракона – защита от злых духов).

Воспитатель:
-Ну вот, мы вернули людям краски, но злая ведьма Парнезко не успокоилась и стала придумывать новые пакости. И тогда молодой рыбак решил вступить с ней в поединок. Он вспомнил, что старики говорили, что ведьма боится огня. Так вот, он развел большой костер, заманил ведьму и сказал, что если она поймает его, то он будет ее пленником. Стала ведьма его догонять, а он ловко перепрыгнул через костер. Ведьма не смогла перепрыгнуть и исчезла. И опять на Амуре наступил праздник, не стало Парнезко. Добро победило зло.  Мы тоже отпразднуем победу добра над злом и поиграем в нанайские игры (игры проводятся на прогулке).

Заключительная часть.

Рефлексия: Педагог предлагает ребятам вспомнить, что интересного они узнали сегодня, какие игры им запомнились, почему.

Воспитатель благодарит детей, дети делают  вывод (воспитатель помогает при необходимости): «Коренные народности Приамурья становятся малочисленными, но их традиции, культур, устное творчество продолжают жить благодаря тому, что мы не забываем о них, учимся у них любви и уважению к природе. Поэтому необходимо всеми возможными способами возрождать прекрасное творчество нанайских мастеров, перенимать их умения и навыки»

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 09.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения